ОСНОВАТЕЛИ

﷯Нургалиева Гуль Кумашевна, доктор педагогических наук, профессор, академик КазНАЕН, международной академии информатизации, Академии педагогических наук Республики Казахстан. Как основатель этой компании и как автор идеи электронных учебников расскажу Вам почти 20-летнюю историю их создания. Это, на мой взгляд, прекрасная возможность представиться Вам и наладить с Вами диалог по дальнейшему совершенствованию электронных учебников. Начну с аксиомы. Современных детей надо учить по-современному, чтобы подготовить их к жизни в ХХI веке, где приоритетным будет дистанционное взаимодействие специалистов, результативным – продуктивная деятельность, основанная на информации и знаниях. Но еще важнее — в условиях такой технологизации учебного процесса, персонификации учебной деятельности сохранить и усилить воспитательный потенциал урока! Исходя именно из такого понимания образования, у нас в стране с 1997 года осуществляется системная государственная политика информатизации образования, направленная на подготовку будущих поколений казахстанцев, способных работать в информационном обществе. В школы поставляются компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, лингафонные кабинеты, мультимедийные проекторы, сканеры, принтеры и другие новшества. Словом, создается новая инфраструктура школы. Однако, чтобы школа стала работать по-новому, недостаточно завезти туда компьютеры и обеспечить их Интернетом. Важно привнести в школу новую философию урока и, в целом, образовательного процесса. И вот здесь оформилась, именно оформилась, идея создания электронных учебников как возможности использования колоссальных педагогических возможностей компьютера и современных информационных и коммуникационных технологий. Сама идея программирования урока была выношена годами, когда я работала в школе учителем английского языка, когда училась в аспирантуре в Ленинграде у замечательного профессора Зинаиды Ивановны Васильевой , когда работала в АГУ имени Абая и читала лекции студентам. А еще раньше, — когда мы обсуждали педагогические проблемы вечерами в семейном кругу с нашим папой – Нургалиевым Кумашем Нургалиевичем, получившим в 1982 году высокое звание Народного учителя СССР. Он 35 лет возглавлял школу в селе Буран и всегда думал, как помочь учителю работать лучше, а ученику – получить образование не хуже, чем в любой московской школе. Он смог вместе с сыном Талантом создать в школе школьный телевизионный технический центр, что позволило учителям расширить границы урока и показывать детям на уроках фрагменты художественных фильмов по произведениям классиков, транслировать новости всесоюзного телевидения, совершать путешествия. В день похорон папы, в школу пришел последний его символический подарок детям – первый компьютерный класс фирмы «Ямаха». А это было 27 мая 1988 года… Видимо это и стало истоком моих научных поисков. Работая в дальнейшем над своей докторской диссертацией в плане компьютерной диагностики, я поняла громадный обучающий потенциал компьютера. Через пару лет после защиты мне повезло, я встретилась с Альмирой Избасаровной Тажигуловой, программистом по образованию, которой я сразу же предложила научно-педагогическое исследование по конструированию нового вида учебника. Мы долго не могли дать точное определение учебнику, потом назвали его электронным. А теперь возникают вопросы: электронный учебник — это просто отсканированный вариант бумажного учебника? Чем отличается электронный учебник от традиционного? Электронный учебник – это средство обучения или форма? Все эти и другие вопросы носят научный характер и до сих пор исследуются. Для нас было важно создать электронный учебник не как шаблон для программирования, а как информационно-образовательную среду обучения. Разработку электронных учебников мы начинали в условиях моего домашнего кабинета на улице Байзакова 116-98. Были созданы творческие коллективы по разным предметам и разным уровням образования. В течение дня одни коллективы сменялись другими. Всех их встречала моя мама — Канипа Айкеневна, в прошлом тоже учитель, так что она тоже внесла свой вклад в осуществление этой идеи. Со временем нашу работу оценили, вначале Салима Сагиевна Кунанбаева, ректор КазУМОиМЯ имени Абылай хана, которая открыла нам лабораторию, а в 2000 году — министр образования Крымбек Елеуович Кушербаев, доверивший нам руководство Республиканским научно-методическим центром информатизации образования. С тех пор прошло уже 19 лет. И мы рады тому, что в соответствии с нашей концепцией многочисленными творческими коллективами (их более 300) из числа ученых, учителей-методистов, программистов, дизайнеров, художников, дикторов, производственников в настоящее время разработаны электронные учебники практически по всем школьным предметам на казахском и русском языках. Следует отметить, что разработанные коллективом АО НЦИ электронные учебники получили признание многих авторитетных организаций и форумов: Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК (Рекомендации, 19.11.2013г.), Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО — 2002, 2003, 2006, 2009), издательства «Просвещение» РФ (2003), международной конференции Азиатского и Тихоокеанского регионов по проблеме использования ИКТ в образовании, организованной Азиатским Банком Развития (2007), руководства технопарка Мерилендского университета США (2009), 5-ти международных форумов по информатизации образования Казахстана и стран СНГ с участием представителей IT-компаний стран Дальнего Зарубежья (2001, 2002, 2004, 2006, 2011). На ряд электронных учебников получены копи-райты США. В 2013 году АО «Национальный центр информатизации» стал одним из 64 финалистов смотра-конкурса European IT & Software Excellence Awards 2013, направленного на отбор и признание лучших европейских компаний в отрасли разработки и внедрения программного обеспечения. Конкурс проводился в рамках Международной выставки BETT-2013 (Лондон, Великобритания), в которой участвовало около 800 компаний из различных европейских стран. Но мы не останавливаемся на достигнутом. Мы каждый раз ставим новые задачи перед разработчиками. Если первоначальная задача состояла в том, чтобы создать электронные учебники в соответствии с Государственными стандартами образования, часто меняющимися учебными программами по предметам, то теперь мы решаем задачи формирования функциональной грамотности школьников, одновременно решаем проблемы воспитывающего обучения и ценностного ориентирования школьников. Дальнейшее развитие электронных учебников будет зависеть от спроса учителей и учащихся на наши электронные учебники. Учителя, наши эксперты, наши единомышленники, уже освоив методику работы с ними, задают нам высокую планку их совершенствования, высказывая свои пожелания. И мы намерены продолжать эту работу, которая по сути своей бесконечная. С уважением и надеждой на поддержку нашей инициативы, Гуль Кумашевна, Альмира Избасаровна и вся наша творческая команда.

© 2017 ТОО Электронные учебники

Call центр

8 727 309 2914

8 707 479 0121